Главная » 2012»Май»15 » Уплотнение по-православному. Жители Минска против монастыря
20:48
Уплотнение по-православному. Жители Минска против монастыря
"На все воля божья", — эта фраза для жителей бывшего поселка Новинки (территория была присоединена к Минску и поменяла название, теперь это улица Выготского) стала судьбоносной, и они начали ненавидеть священнослужителей и монастырский комплекс, который, как на дрожжах, растет, каждый год отхватывая у обывателей еще один кусок земли, парка, дороги, детской площадки.
Насильным уплотнением Минска уже никого не удивишь — это суровые столичные будни, которые сводят с ума одних и дают надежду другим. Только если в большинстве случаев речь ведется о монолитных домах для нуждающихся, то история с уплотнением улицы Выготского совсем иная. В ней особо отличилась белорусская дочка РПЦ.
А начиналась все хорошо и душевно. В небольшом белорусском поселке Новинки жителям предложили возвести небольшую часовенку. Правда, в ходе строительства маленькая часовенка почему-то разрослась до полноценной церквушки не самых маленьких размеров. На это верующие внимания тогда не обратили. И зря. Не прошло и десяти лет, как маленький уютный храм превратился в полноценный мини-городок с собственной инфраструктурой и объектами обслуживания, питания, торговыми точками. А ведь раньше для строительства маленькой церквушки не было места. Сегодня огромный комплекс сооружений Свято-Елисаветинского монастыря разросся так, что места не остается горожанам. Огромный кусок земли застроили разными сооружениями, и конца стройке уже не видать много лет. Церквушка же, с которой все начиналось, уже давно скрылась за десятками строений.
В Свято-Елисаветинском монастыре людей задействовано много: монахини, батюшки с матушками, обслуга... И всех надо где-то разместить. Храм, большая жилая часть с кельями, а теперь вот еще стали строить гостиничку для паломников. Дело, ведомо, благое, с благословения патриарха и президента Лукашенко начатое. Собственно, в отделе строительства монастыря этот факт не скрывают и даже хвастаются тем, что глава государства разрешил потеснить обнаглевших жителей города, которые требуют прекратить важную духовную стройку.
Но возмущает жителей улицы Выготской совсем не храм и его убранства, а наглость, с которой церковные власти отвоевывают территории для того, чтобы потом построить то, что им нужно. Так, монастырский комплекс злополучного монастыря включает в себя и производственные мастерские, и хозяйственные корпуса, и собственную насосную станцию, и трансформаторную. А еще там располагается кафе «Чудо-Мельница», где каждый желающий может отведать кулинарные изыски; ларек «Монастырский квас», продуктовый магазинчик «Дары подворья», просторная «Церковная лавка», «Монастырская аптека» с медом, травами, хлебом и некими священными бальзамами (конечно, спиртосодержащими); таинственный магазинчик «Угощение от сестер» и еще с десяток вполне себе мирским построек.
И все бы ничего, только несколькими годами ранее на территории монастыря был небольшой рынок, на котором жители района могли купить все необходимое к столу. Торговали там и бытовой мелочевкой, и одеждой. Однажды на рынок начали наступать проверяющие органы. Штрафовали, закрывали, росла аренда. Словом, были созданы невозможные для бизнеса условия. Рынок закрыли. Сегодня на его месте и расположились вышеупомянутые торговые точки, только с монастырским привкусом.
Не чурается храм и забоя скотины: на территории монастырского комплекса торгуют отборной свининой. Только в отличие от других торговых точек, монастырские лавки чеков не выдают, бухгалтерию не ведут, проверяющими органами не контролируются, только цены назначают и прибыль получают… И строят, строят, строят.
Люди требовали вернуть рынок, однако городские власти поспешили предложить наладить инфраструктуру на улице Выготской тому самому монастырю. Поговаривают, что взамен за это монастырю пообещали еще больше площадей для застройки выделить. Вот так и получилось, что для обычных людей там места не нашлось, а на возведение огромного монастырского комплекса и целого ряда неконтролируемых торговых точек отыскались и возможности, и средства.
В ближайшее время Свято-Елисаветинский монастырь пополнится Воскресной школой и Домом Паломников. Уже вырыт котлован под выставочный центр с паркингом. Для чего он монастырю — загадка, но ведь нужен, если строят. К слову, для того, чтобы построить этот самый выставочный центр, монастырь вырубил парк, в котором гуляли жители близлежащих домов. Безусловно, люди стали возмущаться, на что им сухо ответили: «Это не ваша земля, а божья».
Божьей землей скоро станут и два дома, к которым вплотную подошла монастырская застройка. В частности, выставочный центр с паркингом. Жильцы уверены, что дома снесут, однако церковные чины стремятся всех убедить, что жилую застройку трогать никто не станет. А тут ведь и дураку понятно, что старенькие домики пойдут трещинами, как только на стройке начнут забивать сваи в землю. Дома, как водится, признают непригодными для проживания, людей отселят в квартиры на отшибе, монастырь благополучно снесет неугодные строения, и продолжит свое бесконечное расширение. Косвенно этот факт подтверждается тем, что местные риелтеры категорически отказались заниматься продажей квартир в этих двух домах — недвижимость потенциально опасная в том плане, что взамен на купленные квартиры, монастырь вряд ли предложит достойную замену.
Еще один бич местных жителей — батюшки на дорогих машинах. Слуги господни ездят так, словно у них под капотом не двигатель с энным числом лошадиных сил, а двигатель от реактивного самолета. Жители Выготской боятся детей на улицу выпускать. И даже на крошечной детской площадке опасно — ее пришлось расположить у проезжей части потому, что монастырь уже давно прихватизировал самые хорошие участки и застроил их.
А пока миряне спорят и пытаются отвоевать право на пространство во дворах, монастырь растет, процветает и нужды не знает. Отхватив большой кусок земли, священники наладили высокодоходный бизнес, накупили дорогих автомобилей и чувствуют себя полноправными хозяевами на земле, которую сами же и захватывают. Чиновники в ответ только одно мычат: «Строительство храмов — это дело благое. Вы же сами просили». Но люди храм маленький просили, а не монастырский бизнес-центр, где втридорога продают хлеб и мед, торгуют лекарствами собственного изготовления, продают мясо.
А еще просят помощи у прихожан: то им мебель требуется хорошая и не старая, то холодильник большой и тоже не очень старый. Куда пойдет мебель пока неизвестно, однако вполне вероятно, что ее разместят в Доме паломников. А вот холодильник требуется для хранения каких-то красок. Жители Выготской уверены, что большой холодильник для красок не нужен, а в подаренной технике монастырские деятели будут хранить мясо невинно убиенной скотины. Вот и не несет никто холодильник, не дарит и не жертвует. Говорят: «Пусть сами покупают!». А вот продавать билеты на свои мероприятия — так это запросто и без зазрения совести! Пусть прихожане душатся, денежки выкладывают. Монастырь-то бедный, почти нищий, помогите, миряне добрые!
— Почему монастырь так разросся, и кто дал право создавать такой большой комплекс? Ведь изначально шла речь о часовне или церквушке…
— На все воля божья, — опустив глаза, отвечала монашка из Свято-Елисаветинского монастыря.
— На все воля божья, — вторили ей другие священники.
— Земля не ваша, а господа, — нагло глядя в глаза, сказал батюшка, сел в свой новый внедорожник, притопил педальку и на огромной скоростью скрылся за поворотом.