Президент России осудил идею ношения хиджабов в школе, призвав в то же время
вернуть единую форму для учеников. Эксперты поддерживают идею возвращения формы,
при условии, что она «будет красивая». Тем временем объявленный администрацией
запрет на хиджаб не подействовал на мусульманок в школе на Ставрополье – они вновь
пришли на уроки в платках.
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, президент Владимир Путин по просьбе представительницы Ставропольского края,
где в одной из школ ученицам запретили носить мусульманские платки, рассказал
в четверг на встрече с активом Общероссийского народного фронта (ОНФ) о своем
отношении к ношению хиджаба в школах.
«Нужно всегда с большим уважением относиться к религиозным чувствам людей, это
должно проявляться в деятельности государства, в нюансах. Это первое. Второе – у
нас светское государство, и именно из этого мы должны исходить», – сказал Путин,
слова которого приводит РИА «Новости».
«У нас многоконфессиональное государство, но есть определенные правила общесветского
государства, у нас церковь отделена от государства», – заявил Путин. По его словам,
надо посмотреть, как в европейских государствах решается этот вопрос, и «все станет
ясно». «Нужно делать все спокойно, в приемлемой форме, никого не обижать», – добавил
президент.
Кроме того, глава государства предложил регионам подумать о введении формы единого
образца в школах.
«Подумать об этом (введении единой формы одежды) можно на региональном, а, может
быть, и на муниципальном уровнях. О том, чтобы вводить единую форму одежды, не
обязательно, как в Советском Союзе, одна на всю страну, но в регионах вполне можно
вводить такую форму одежды», – сказал Путин.
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, прокуратурой Нефтекумского района Ставропольского
края после получения жалоб от родителей девочек, которых не пускают на школьные
занятия в хиджабах, проводится проверка по этому вопросу.
«Оформление» понравилось всем
Позднее идею единой школьной формы поддержал и Михаил Федотов, глава президентского
Совета по правам человека. «Если идея единой школьной формы будет вписана в общий
контекст реформы нашего образования, то это может быть очень интересным решением»,
– заявил Федотов «Интерфаксу».
Но одновременно с этим он предлагает рассмотреть возможные варианты и вынести
эту проблему на общественный суд.
Накануне писатель Александр Проханов также выступил против ношения хиджабов в
российских школах. «У нас в стране должна быть территория, куда не следует врываться
символам национально-церковной разобщенности. Одна из таких территорий – русский
язык, одна из таких территорий – Конституция РФ», – сказал Проханов.
Ранее глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева, которая обычно
диаметрально расходится с Прохановым по идеологическим вопросам, тоже заявила,
что школьная форма поможет решить эту проблему.
«Если кто-то приходит в короткой юбке и ажурных чулках, почему другой девушке
не прийти в длинной юбке и хиджабе? Если бы была везде одинаковая школьная форма
– все дети были бы одеты одинаково. И тогда хиджаб был бы неуместен», – полагает
правозащитница.
Также Алексеева считает, что нужно либо запретить все религии, либо не запрещать
никакую. «Я – за запрет любой религии, но против избирательного запрета, допустим,
ислама», – считает она.
Еврохиджаб
Вопрос о ношении хиджаба в школах на протяжении последних лет оставался в центре
внимания в странах Западной Европы. Особенно бурные споры он вызывал во Франции,
где живет почти пятимиллионная мусульманская община.
В марте 2004 года в стране был принят закон, запрещающий ношение религиозной
атрибутики и одежды в государственных начальной и средней школах. Он распространяется
только на «такую атрибутику..., как исламский хиджаб, ермолка и слишком большие
кресты, которые делают религиозную принадлежность их носителя безусловно узнаваемой».
Однако закон не применялся к государственным университетам.
Во франкоязычной части Бельгии еще с марта 1994 года ученики могут носить религиозную
атрибутику, при условии, как сказано в законе, соблюдения прав человека. Кроме
того, дополнительные ограничения разрешено вводить самим школам. В свою очередь
во фламандской части Бельгии нет закона о ношении религиозных символов.
Правда, не следует путать ношение хиджаба (платка) и паранджи, закрывающей все
лицо, кроме глаз. Большинство стран западной Европы запретили ношение паранджи
в публичных местах в прошлом году, например, в Бельгии за это положен штраф в
137 евро.
В соседней Голландии проблема хиджаба рассматривается с точки зрения дискриминации,
а не свободы религии. Но к самому ношению хиджаба проявляли терпимость. В 2003
году самим школьным администрациям было разрешено потребовать ношения школьной
формы, если правила о форме одежды не являлись дискриминацией и были включены
в устав школы, а наказание за нарушение не являлось бы несоразмерным.
В Германии долгое время спор шел вокруг того, могут ли носить хиджаб не ученицы,
а учительницы. Конституционный суд Германии, рассмотрев дело учительницы из земли
Баден-Вюртемберг, в сентябре 2003 г. оставил этот вопрос на усмотрение самих учительниц.
Суд, однако, разрешил федеральным землям самим запрещать при желании ношение хиджаба
в государственных школах.
В Великобритании к ученицам в хиджабах относятся терпимо, такой вопрос возникает
редко и обычно заканчивается компромиссом между администрацией и ученицами. Так,
например, еще в 1988 году в судебной тяжбе двух сестер-мусульманок из средней
школы около Манчестера был достигнут компромисс, и школа разрешила ученицам носить
хиджаб. Причем в мировом соглашении точно оговаривался вид платков – они могли
быть только темно-синего цвета, в цвет школьной формы, и при условии, что платок
будет завязан на шее и не украшен.
В Великобритании власти настолько уважают ислам, что в июле 2009 года даже добавили
хиджаб в полицейскую униформу – теперь женщины-полицейские могут входить в мечети
только в таком платке.
В Швейцарии нет запрета ни на хиджабы, ни даже на паранджу (в этом году идея
запретить паранджу провалилась на национальном референдуме).
Своеобразный компромисс придумали власти Мозамбика. В этой южноафриканской стране
школьницы, исповедующие ислам, имеют право сидеть на уроках в хиджабе, но только
в священный месяц Рамадан.
В странах Центральной Европы – Чехии, Словакии, Венгрии, Польше и Греции – такого
запрета нет, и эта тема не является предметом для дискуссий.
В ряде мусульманских стран – например, в Азербайджане, Албании, Тунисе, Турции,
Таджикистане и даже в самопровозглашенной республике Косово – власти запрещают
носить хиджаб в государственных учреждениях, школах и университетах. Турция была
первой мусульманской страной, в которой в 1925 году было запрещено носить хиджаб.
В 2008 году правительство Эрдогана разрешило было ношение хиджаба в университетах,
но конституционный суд летом этого года вновь ввел этот запрет.
«Это все-таки юг России»
Начальствующий епископ Российского объединенного Союза христиан веры евангельской,
член Общественной палаты Сергей Ряховский в интервью газете ВЗГЛЯД поддержал идею
о введении формы.
«То, что произошло в Ставрополье, – это некое навязчивое желание, чтобы дети
уважаемых исламских семей приходили в образовательные учреждения в хиджабах. И
реакция преподавательского состава весьма важна для понимания того, что мы живем
в светском государстве», – заявил Ряховский.
«Заявление министра образования о том, что эти девочки и их родители не нарушили устава школы и закона, кажется мне опрометчивым. Это
все-таки юг России, почти предгорья Кавказа, и такие инциденты могут разжечь определенные
настроения», – считает епископ.
«Если прислушаться к министру образования, то выходит, что православные девочки
могут надевать в школу покрывала, ребята-мусульмане – то, что положено по Корану,
девочки-мусульманки – хиджаб, иудеи – кипу». По мнению Ряховского, министру нужно
быть очень внимательным, делая подобные заявления.
«Я благодарен президенту нашей страны, который четко расставил акценты. Он вовсе
не навязывает свою позицию, и ощущается некая целостность его суждения, – сказал
епископ. – Он сказал, что он не понимает подобных вещей и считает, что в светской
школе нужно иметь обычную форму. Иначе нам придется менять Конституцию, а в каждом
субъекте Федерации могут появиться свои хиджабы, кипы и много чего другого. Мне
кажется, что его позиция очень четкая, конкретная и понятная. Я ее поддерживаю».
Предложение президента кажется епископу очень точным. «Он не предложил одеть
всех школьников в одинаковую форму и этим решить вопрос хиджабов, а призвал дизайнеров
разработать разнообразные формы для разных возрастов. Форма должна быть красивая,
но при этом не отвлекать школьника от главного – учебного процесса», – пояснил
епископ.#{religion}
Платок раздора
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, в среду глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов, комментируя конфликт в ставропольской
школе, заявил, что не видит в ношении мусульманского платка нарушений каких-либо
норм.
«Насколько я знаю, в конкретной школе в Ставропольском крае, о которой шла речь,
девочки ходили с 1 сентября с покрытой головой. Это совершенно не противоречило
ни школьным правилам, ни общепринятым нормам», – заявил Ливанов.
Директор фонда «Родина» Станислав Карпов считает, что ношение хиджаба в школах
вызовет нежелательный эффект, особенно на Северном Кавказе, на фоне напряженных
межнациональных отношений в крае. Как заявил Карпов газете ВЗГЛЯД, «нельзя путать веру и религию с государством». По мнению Карпова, министр поторопился
со своим заявлением.
Ливанов необдуманно сказал о допустимости хиджабов в школе, заявила газете ВЗГЛЯД
председатель правления Межрегиональной общественной организации инвалидов «Пилигрим» Надежда
Белькова. По ее словам, если представители всех религий придут в своих одеяниях,
то это будет не школа, а театр.
В интервью газете ВЗГЛЯД Белькова назвала заявление Ливанова «опрометчивым». «Я думаю, что Дмитрий Ливанов необдуманно
это сказал. Нельзя так. У нас светское общество. И в школе не может быть такого:
кому-то разрешено, кому-то не разрешено. Придут буддисты в своих одеяниях – и
это за театр тогда будет? В школе должна быть школьная форма», – заявила она.
По ее мнению, «ошибка Ливанова» может привести к усилению конфликтных настроений
в регионе. «У нас и так существует большая напряженность в кавказских республиках
и кавказском регионе. Но дети не виноваты. Дети должны быть все одинаковые. И
русские, и чеченцы, и дагестанцы. Уже потом, когда им стукнет 15–17 лет, тогда
они могут сделать выбор и заявить об этом выборе. А сейчас зачем? Сейчас нужно,
чтобы все они были одинаковыми и не отвлекались от учебного процесса. И бедные,
и богатые, и белые, и черные, и желтые», – заключила она.
«Охрана мне не нужна»
Причем, как сообщила вечером в четверг газета ВЗГЛЯД, объявленный запрет не подействовал на мусульманок в школе на Ставрополье. Некоторые
девочки-мусульманки в селе Кара-Тюбе в четверг вновь пришли на занятия в хиджабах,
сообщила директор школы № 12 Марина Савченко.
«Сегодня школьницы пришли на уроки. Еще вчера мы договорились, что девочки будут
в белых косынках, а не в хиджабах. Но это компромиссное решение не было выполнено
до конца. Действительно, одна девочка во втором классе пришла в косынке, остальные
четыре ученицы пришли закутанные в огромные шали, под которые можно было надеть
сразу два хиджаба. Я считаю, что это неприемлемо, это насмешка над нами», – сказала
Савченко, передает «Интерфакс».
По ее словам, в пятницу в школу приедет муфтий края. «Думаю, что вместе с ним
мы посмотрим на внешний вид учениц и решим, как действовать дальше», – сказала
директор.
Кроме того, она сообщила, что в самом начале развития этой истории ей поступил
звонок. «С самого начала был звонок из Дагестана: у меня спросили, кто я такая,
чтобы нарушать права мусульман. Больше никаких угроз не было. Охрана мне не нужна», – заверила
Савченко.
Текст: Карина Аракелян
Андрей Резчиков
|