Сейчас многие неверующие (особенно журналисты и активисты атеистических организаций) часто акцентируют внимание на том, что во многих странах все еще не воспринимают тех, кто не исповедует никакой религии. Но мы обратим внимание как раз на примеры тех стран, которые могут служить образцом для изменения отношения к ним к лучшему. И действительно, в ряде стран общество очень даже хорошо принимает атеизм. Вот топ 8 тех стран, где атеизм фактически победил, а атеист там может чувствовать себя относительно комфортно.
1. Чешская республика. Население многих бывших социалистических стран за последние годы массово бросилось реанимировать свои запрещенные ранее религии, что говорит о том, что продвигать атеизм в командном порядке – не самый эффективный метод. Однако Чешская республика оказалась исключением из правил.
Здесь не прослеживается отката к религиозным верованиям, и лишь 21% населения считает, что религия играет важную роль в их жизни. В отличие от большинства восточноевропейских стран, Чехия занимает достаточно высокое место в ооновском «индексе человеческого развития». Эта страна не настолько погрязла в коррупции и авторитаризме, которые господствуют в других бывших социалистических государствах – в России, например.
Масса свидетельств говорит о том, что стабильная экономика, основанная на относительно равном распределении богатств, имеет четкую корреляцию с высоким уровнем атеистов в обществе. В странах, где правительство демонстрирует веру в свой народ и что-то делает для его экономического процветания, люди гораздо менее склонны к религиозности. И в то же время в странах вроде России, где масса граждан живет в нищете, люди ищут ответа на свои вопросы уже у бога.
2. Швеция. 3. Дания.
В странах, где высок уровень просто неверующих, создается и максимально комфортная атмосфера для атеистов. И примеры тому: Швеция и Дания.
Именно здесь атеизм широко распространен в обществе. Атеист здесь уже может не опасаться быть неправильно понятым, не опасаться ненависти или прямой дискриминации со стороны верующих. В Швеции и Дании лишь 17 и 18% соответственно считают, что религия важна в их жизни.
Эти страны стали и для всего остального мира неким образцом победы атеистических ценностей. Фил Цукерман, социолог из Питцеровского колледжа, Клермонт (Калифориня) больше года потратил на опросы граждан Швеции и Дании, чтобы понять причины их атеизма. И он понял, что среднестатистический швед или датчанин просто вообще не думает о религии – его вообще не беспокоят религиозные вопросы. В этих странах и раньше роль религии была сведена до уровня лишь формального церемониала. И поэтому для умеренного атеиста (который хочет праздновать Рождество, но без той религиозной нагрузки, которую несет этот праздник) подходит такое отношение к религии, как у шведов и датчан. Они зачастую считают, что вера должна быть просто так же удобна, как удобный свитер, который захотел - одел, захотел - снял.
4. Австрия. Представители определенных конфессий в этой стране получили разрешение фотографироваться на водительские права в головном уборе. Нико Альм, пытаясь высмеять это разрешение, отсудил свое право фотографироваться на права с дуршлагом на голове. Он назвал его официальным головным убором пастафарианства – Церкви «Летающего Макаронного Монстра», созданной в 2005-м году с целью высмеять различные высосанные из пальца религиозные догмы.
Хотя Нико Альм заявляет, что правительство Австрии буквально измотало его судебными разбирательствами, но, по словам полиции, она сразу выдала права. Как бы там ни было, но правительство продемонстрировало, что оно, все же, не делает поблажек верующим определенных религий.
5. Франция. Во Франции еще сохранился целый пласт католических традиций – улицы здесь все еще носят имена святых, а церкви возвышаются повсюду. Но атеизм во Франции имеет давние традиции, и стал здесь неким «национальным достоянием».
Здесь, как и в США, отделение церкви от государства было одним из основных требований революции, в результате которой и возникло нынешнее демократическое государство. В 1905-м году во Франции был принят закон об отделении церкви от государства, и с тех пор принципы светскости стали чуть ли не основными ценностями французского общества.
Причем, традиции светскости настолько укоренились, что французские политики успешно используют их в своих целях. Они апеллировали именно к принципам светскости, когда надо было принять какие-нибудь репрессивные меры. В частности, протолкнуть закон о запрете закрывать лицо в общественном месте.
Если не принимать во внимание умелое использование светских принципов для разжигания исламофобии, то в целом преданность французов самим этим принципам вполне искренняя. Лишь 25% французов считают, что религия важна для них. Во Франции также законом запрещено проповедовать религию в школах.
6. Норвегия. Поскольку есть строгая корреляция между самыми счастливыми и наименее религиозными странами, то вполне естественно, что Норвегия (как, впрочем, и Швеция с Данией) возглавляет оба этих списка.
Отношение между «индексом счастья» и уровнем религиозности населения несколько сложнее, чем кажется на первый взгляд. С одной стороны, люди действительно менее религиозны, когда они менее нуждаются в чем-либо. С другой - атеизм процветает именно в тех странах, где люди традиционно доверяют своим правительствам за то, что те проводят социально ориентированную политику и относительно справедливо распределяют экономические блага. Если у вас высок уровень доверия своему государству и своим согражданам, то вера в бога отходит на задний план.
Хотя лишь в этом году, уже по факту, Норвегия официально отказала лютеранской церкви в статусе официальной государственной – тем самым приведя закон в соответствие с господствующей здесь светской культурой. Ни один депутат парламента при этом не противился внесению изменений в конституцию и не проголосовал против. Мало того – сама лютеранская церковь поддержала этот закон, демонстрируя, что атеисты и христиане, все-таки, могут взаимодействовать ради создания светского общества, действующего в интересах всех и каждого.
7. Австралия. Когда речь идет о политиках, выставляющих свою религиозность напоказ, то ясно, что они верят не столько в бога, сколько уверены, что электорат просто не поддержит кандидата-атеиста. В Австралии же, наоборот, на выборах 2010-го года победила партия нынешнего премьер-министра страны Джулии Гилларда, откровенно заявлявшей о себе, как об атеистке.
Она не только часто заявляет, что не верит в бога, но и призывает других политических деятелей отказаться от практики публичной демонстрации веры. Недавно она заявила: «Наилучшее, что я могу сделать – это просто уважать верования других людей, а не притворяться, что будто бы я верю сама».
Она не скрывает, что хотя и выросла в традиционной христианской семье, и даже выигрывала конкурсы на знание катехизиса, но впоследствии после длительных размышлений стала убежденной атеисткой. И избиратели, несмотря на ее признания, поддержали ее.
Австралия - одна из тех стран, где атеисты чувствуют себя очень даже хорошо. У них здесь даже есть своя «Светская партия», которая строго следит за соблюдением принципов светскости и отделения церкви от государства.
8. Япония. Как и в большинстве стран восточной Азии, религия в Японии сохранилась не столько, как вера, сколько на уровне соблюдения национальных традиций. Поэтому лишь 25% японцев считают, что религия занимает важное место в их жизни.
В недавно опубликованном «Всемирном индексе религиозности и атеизма» Япония занимает место лишь чуть ниже Китая. В Японии 31% населения убеждены, что никаких богов не существует. Однако, в отличие от Китая, атеизм японцев не связан с государственным принуждением, поэтому любители свободы и атеисты должны себя чувствовать в Японии достаточно комфортно.
В японской культуре уже глубоко укоренились принципы религиозной терпимости. Кроме того, в Японии не принято считать, что человек вообще должен «принадлежать» к какой-то церкви или обязательно исповедовать какую-то религию. Те же японцы, которые еще исповедуют традиционную японскую религию – смешение синтоизма с буддизмом – практикуют религиозные культы в форме менее формализированной, чем в монотеистических религиях Запада, что создает атмосферу минимального давления общества на атеистов - и последние, соответственно, чувствуют себя в Японии вполне вольготно.