С великим прискорбием сообщаем, что 24 июня 2013 года, после
тяжелой болезни, скончался великий атеист современности, доктор философских
наук, профессор Евграф Каленьевич Дулуман.
В молодости, будучи кандидатом богословия и окончательно убедившись в ложности религиозного
мировоззрения, он твердо решил порвать с религией и церковью.
Всю последующую жизнь Евграф Каленьевич Дулуман занимался пропагандой
научно-атеистической мысли, был философом-материалистом, удостоен звания доктора
философских наук, профессора.
После развала СССР, когда большинство его колег-философов перешли на сторону
церкви, надели рясы, Евграф Каленьевич не только не отказался от своих
атеистических взглядов, но и активно пропагандировал их с помощью атеистических
книг, Интернет-ресурсов, лекций, диспутов, круглых столов и др.
До последней минуты Евграф Каленьевич Дулуман продолжал бороться с
клерикализмом и оголтелым насаждением народу религиозно-мистического мышления.
Будучи уже тяжело больным, он основал атеистическое общество "Разум",
призвал молодых людей продолжить начатое дело.
Его человеческие качества и жизненная позиция, стали примером для многих
атеистов, учёных, всех здравомыслящих людей и даже верующих.
Украинский атеистический сайт выражает соболезнования родным и близким Евграфа Каленьевича, его идейным сторонникам, всему прогрессивному человечеству.
Светлая память о Евграфе Каленьевиче навсегда останется в грядущих поколениях.
В его лице всё прогрессивное человечество понесло тяжёлую утрату. Это был настоящий борец за науку, глубокопорядочный и кристально честный человек. Атеист и коммунист, он всегда боролся против религиозного мракобесия, против засилья буржуазной пропаганды. Человек проживший долгую жизнь, переживший войну, перенёсший немало испытаний, но не изменивший идеалам социальной справедливости. Светлая ему память.
Мои соболезнования родным и близким. Думаю выскажу общее мнение, что всё атеистическое сообщество постсоветского пространства скорбит вместе с Вами. Ушел из жизни сильный Человек до последней минуты старавшийся противостоять лжи, лицемерию и несправедливости. Неутомимый борец с невежеством и мракобесием. Светлая память.
Мне довелось встретиться раз в жизни с Евграфом Калениковичем. И вот, что поразило меня священника и монаха при встрече с профессором – блестящая эрудиция, убежденность в своей правоте, неусидчивость, неравнодушие к происходящим событиям. Редкий тип характера человека. И хотя мы подвизались по разную сторону баррикад, я вынес от встречи с ним весьма благоприятное впечатление, как о человеке искреннем. Мы люди, проходя земную жизнь, долину тьмы и тени смертной, беручи на вооружение разные мировоззренческие системы: религию, атеизм, философию, мы мучительно стараемся искать истину. Евграф Каленикович Дулуман, был из когорты тех неравнодушных украинцев правдоискателей, неутомимых спорщиков, которые хотели идти и шли за правдой за тридевять земель. Таковы были в 19м веке на юге Украины неравнодушные крестьяне спорщики евангелисты штундисты Иван Рябошапка, Ефим Цимбал, Михаил Ратушный(правда это были верующие) которые читая Библию жаждали докопаться в ней до истины и не боялись в противостоянии Царскому еще правительству, идти до конца, и также до конца стояли за свои убеждения. Дулуман из таковых южноукраинских неравнодушных, неусидчивых крестьян полемистов! На последней дороге, Царства Божия Евграфу Калениковичу не пожелаю, он этого не признавал(а, жаль!). Но, в одной из своих лекций он говаривал, что окончить дни, желает подобно утомленному путнику - почить, уснуть сном отдыха. И в той своей лекции(есть на Ютубе) он приводил положительно пример патриарха Авраама… Быт.25:8 «И скончался Авраам, и умер в старости доброй, престарелый и насыщенный жизнью, и приложился к народу своему». Бытие.25:8 Посему, почитая память ученого и человека, я священник, желаю ему, сладкого сна упокоения и отдохновения…
Утрата. Да, она – невосполнима. Слезами, горечью, печалью – тебя назад нам не вернуть. Биологическая данность трагически прервала полный смысла Философический и яркий, правдивый и тернистый путь.
Ты жизнь отдал на просвещенье блаженных верою людей, Не забывая о взрослении твоих любимых внуков и детей. Церковное чиновничье сословье тебя боялось как огня, Как всекарающее пламя учёной мысли нынешнего дня.
Твой труд… научным методом Азария де Росси, Что комплексно показывает историческую фальшь, Последовательно, методично и с укором Духовного развенчивает фундаментализма блажь.
Ты умер убеждённым атеистом, Ты – не покаялся, и не пустил слезу. Ты знал, что жизнь твоя – прекрасна, Диалектически открыта и честна,
И на предсмертном тихом и спокойном одре Мы не увидели ни тени страха, Ни даже толики смущенья от тебя.
Как лепесток упал с акации весенней, Цветущей в ботаническом саду, Не успевая насладиться солнечным свеченьем В две тысячи тринадцатом году…
Так ты ушёл с мирской несправедливой жизни, Такой жестокой ныне к поколению войны, Не успевая всех увлечь своим задором На восемьдесят шестом твоём году…
Ты до конца остался честен сам с собою, И непреклонен был твой смелый дух, Ты знай – что все тебя всегда любили, Все любят, помнят и не предадут!
Так отдыхай от дел ты бренных, наконец, Наш горячо любимый друг, мужчина и отец!
Это очень печальное известие. Aтеисты и не только атеисты, но и верующие, которых беспокоит антиконституционое вмешательсво церкви в светскую жизнь и, особенно в образование в бывшем СССР, потеряли человека, который мог в диспутах бить клерикалов "на их территории", противопоставляя демагогии потрясающую логику и феноменальную эрудицию. Его будет очень не хватать, особенно в нынешнюю эпоху тотального обскурантизма в Украине и России.
Довгаль И.В., доктор биологических наук, профессор.
Искренне скорблю о случившемся. Мои глубочайшие соболезнования родным и близким Евграфа Каленьевича в связи с невосполнимой утратой. В моей памяти, как и в памяти всех, кто его знал, он останется навсегда. Кирилл Туманов.
Общеизвестны случаи, когда благодаря религии люди в корне изменяли свою жизнь к лучшему. Останавливались у "последней черты". Отказывались от намерения совершить самоубийство. Бросали пить, принимать наркотики. Воцарялся мир в семьях. Отсюда вывод: служители культа делают общественно полезное дело. Независимо от того, есть Бог или нет, правильна та или иная религия или заблуждается. А теперь скажите мне, пожалуйста, что ПОЛЕЗНОГО в своей жизни сделал тов. Дулуман?
Свет... Образованность... Свобода... Борьба... Абстракции сплошные. А я говорю о том, что религия порой спасает человеку жизнь. Конкретную жизнь конкретного человека. Помогала обрести ему смысл бытия. Ну а безбожие кого спасло, допустим, от суицида? Известны Вам такие примеры?
Да кому-то в некоторых исключительных случаях и спасает, а тысячи и тысячи калечит. Посмотрите статистику о находящихся в тюрьмах - соотношение верующих преступников к атеистам. Можно заниматься самообманом всю жизнь, зарывать голову в песок чтобы уйти от реальности, можно до посинения твердить: трава на лужайке фиолетовая, трава на лужайке фиолетовая или что: на небе бог, на небе бог - это ваше право, вы можете сколько угодно твердить подобные мантры, но реальность от этого не поменяется. Есть много примеров того как религия разрушала семьи, как делала людей врагами, как разобщала людей, как превращала нормальных здоровых людей в фанатиков готовых убивать всякого кто не согласен с их верой, с их мнением - история хранит много фактов. Научное мировоззрение подвергнуто остракизму со стороны буржуазной власти и СМИ. Церковь с каждым годом наглеет всё больше. Попы жиреют как откормочная группа свиней. Ложь, лицемерие, ханжество, стяжательство - вот чем промышляет ныне большинство священнослужителей, за редким исключением. Профессор Дулуман выступал против клерикализации общества, против засилья попов, вёл просветительскую деятельность раскрывая людям глаза. И делал он это открыто и честно, не боясь угроз не в меру уверовавших в религиозные мифы. По данной теме много чего можно написать и раскрыть историческую сущность религии, её реакционную и разлагающую роль в обществе, но ограничусь этим ибо не уверен что буду услышан. А главное отрицательное влияние всех религий состоит в порабощении умов, в призывах непротивления злу, в призывах быть рабами хозяев, терпеть и молчать.
За свою жизнь, к сожалению, приходилось не раз сталкиваться с самоубийствами знакомых мне людей. Все были из числа верующих.
А примером неверующего сильного духом человека, как раз был Евграф Каленьевич Дулуман, который с таким неутешительным диагнозом не покончил жизнь самоубийством, а еще активнее стал бороться с теми явлениями, которые считал тлетворными для будущих поколений.