Как известно, Греция является клерикальной страной в буквальном смысле слова. Православие активно поддерживается со стороны государства, причем поддержку православию оказывают как консерваторы и фашисты, так и социал-демократы, а также другие «умеренно-левые».
Фактически, можно сказать, что в Греции почти все политики связывают себя с православием. Это является совершенно обязательным элементом, без которого, казалось бы, попросту невозможно участвовать в политике серьезно. Тем более что политики должны присягать на библии.
Ведь в Греции православие прописано в основном законе страны (конституции), причем содержаться даже нормативы, согласно которым государство обязано помогать и всячески содействовать утверждению православия. Более того, в Греции есть законы, которые жестко карают за «богохульство» и любое оскорбление в адрес Греческой православной церкви.
Фактически не так давно была новость о том, как грек-пастафарианец получил 10 месяцев условно лишь за то, что сравнил какого-то местного попа с макаронами. Т.е. в этом уникальность законодательства. Запрещено даже намекать на то, что служитель культа может быть «порочен» или даже чуточку «не идеален». Для РПЦ это был бы просто идеальный вариант!
Также важным будет упомянуть, что Греческая церковь имеет право выбирать любые места для постройки культового сооружения. Причем местных жителей спрашивать не будут. О законе божьем в школах и остальных учебных заведениях и говорить не стоит. Это совершенно обязательный урок/курс и его могут полностью регулировать в своих интересах попы, в том числе и преподавать.
Официально в Греции считается, что якобы православия придерживаются 97% населения. Однако, понятное дело, это вряд ли соответствует действительности, ввиду того, что реальной статистики попросту нет. Это очень напоминает изречения патриарха Кирилла, когда тот заявляет о том, что в России, мол, более 80% православных. В реальной жизни это никак не отражается, а реальный авторитет РПЦ гораздо ниже.
Однако если уж смотреть в лицо фактам, то кризис значительно ослабил позиции как церкви, так и власти в Греции. Все знают о беспорядках и радикальных выступлениях со стороны анархистов и других ультралевых с одной стороны и ультраправых с другой.
В реальной политике это отразилось удалением социал-демократического кабинета и нестабильностью. В политике появляются радикалы, причем с двух сторон. Но в этом отношении левые, конечно, обгоняют ультраправых (речь о Хриси Авги). А министерский кабинет формирует партия «Новая демократия», в чем-то по своей идеологии напоминания «Единую Россию». Те же «скрепы» и «традиционные ценности», тот же популизм, а в экономике неолиберализм.
Но поскольку ситуация скорее обостряется, то ожидать «стабильности» не стоит. Ведь главной партией после популистов-неолибералов идет СИРИЗА (леворадикальная коалиция) и, надо отметить, ее популярность растет. Не исключено, что в скором времени у партии будут все шансы для того, чтобы занять ключевые посты в правительстве. Важно отметить, что на прошлых выборах «Новая демократия» обогнала левых радикалов лишь на несколько процентов.
Популярность левых очень пугает церковников. Они всерьез посчитали важным об этом сообщить греческому обществу через все правительственные СМИ. А это означает, что в деле замешаны не только церковники, но и правящие политики, которые явно не могут справиться с кризисом, а общество в проводимой линии разочаровывается.
К слову, церковники в Греции пытаются подружиться со всеми политическими силами. Даже «умеренно-левые» и прочие социал-демократы, несомненно, постоянно демонстрируют свою лояльность церкви. СМИ вещают их посещения церквей и клятвы на библии. Это в порядке вещей. Другой дело – СИРИЗА. Левые радикалы принципиально отказываются сотрудничать с церковью. А ведь это огромное опущение, раз уж это вторая по влиятельности партия в стране. Да и противоречит утверждению о том, что в Греции якобы 97% православных. Как минимум каждый четвертый грек – сторонник объединения СИРИЗА.
В случае победы партии церковь может потерять государственные деньги, а также статус государственной религии. Так что – это борьба. Один из методов: распространение сведений из политической анкеты лидера левых. Как известно, Алексис Ципрас в графе «вероисповедание» указал, что он атеист. Это необычно для греческих политиков, но новое время диктует условия. И вероятно, еще в большей мере усилит неприязнь сторонников СИРИЗА по отношению к государственной религии.
Важно отметить, что в силу народных волнений возможна ситуация, когда правительству вновь придется сдавать мандаты и назначать новые парламентские выборы. Вот в таком случае у СИРИЗА есть все шансы на победу, и на реализацию антикризисных (и не только) мер. Важно отметить, что отмена содержания церкви за счет государства, как мера, была бы очень эффективна для государства, где колоссальные проблемы в экономике.