История этого интервью началась еще в 2013-м году, когда в редакцию Украинского атеистического сайта обратился корреспондент печатного издания для того, чтобы написать о современном состоянии атеистического движения на Украине и, в частности, о деятельности Общества «Разум». Интервью состоялось, до сих пор так и не было опубликовано.Когда же мы связались с корреспондентом, чтобы узнать о судьбе материала, он ответил следующее: «К сожалению, интервью не было одобрено главным редактором и было отложено «до лучших времён». Ну и по секрету он добавил: «Главред сказал, что если мы ЭТО напечатаем, то наше издание просто закроют». Вот такая у нас свобода слова...Понятно, что ни имени корреспондента, ни название издания мы, в целях безопасности, не сообщаем. Но фраза «до лучших времен» всё же вдохновляет, что они, несомненно, когда-нибудь настанут.Далее приводим текст самого интервью.
Корр.: Как известно, Украина, по Конституции – светское государство. Зачем в светской стране атеистическая организация?
Максим Светляченко: Так уж сложилось исторически, что там где возникает давление церкви на светское общество: на науку, образование, культуру и т.п., всегда появляется та сила, которая противодействует этому наступлению. Да и сам атеизм, как явление, не возник бы, если б не было упорного навязывания религии обществу представителями духовенства, если бы не возник клерикализм. То есть, по сути, это естественный исторический процесс, в виде противодействия двух сил: консервативного догматизма и прогрессивного разума. Мир благодаря этому и развивается, потому что действует по законам диалектики, когда различные противоречия, обязательно приводят к прогрессу.
Корр.: То есть вы хотите преобразовать мир? Каким вы в идеале его видите?
Максим Светляченко: Сама по себе атеистическая организация, к сожалению, не может преобразовать мир. Это ей не под силу. Но она может подтолкнуть общество к развитию, не дать затормозить его прогресс, который в естественных условиях может достаточно быстро развиваться. Ну и самое главное, что сам по себе атеизм никогда не сможет стать массовым явлением, если не будет его поддержки прогрессивными силами. Любые проявления свободомыслия в истории всегда переплетались с теми революционными силами, которые изменяли предыдущие, более консервативные режимы.
В будущем, думаю, религия не прекратит свое существование, но значительно утратит своё значение и роль в обществе. И чем образованнее становится человек, тем больше он понимает лживость религиозных постулатов. Будущее, несомненно, за наукой, высокими технологиями и глобальными процессами, которыми с помощью своего разума управляет человек, а не какое-то божество.
Дело в том, что религия, как форма общественного сознания – это всего лишь этап в истории, который достаточно скоро утратит свою силу. И зависеть это будет в первую очередь от экономических условий, в которых живёт человечество, потому что они направлены в первую очередь на защиту человека от всевозможных катастроф, бедствий и т.д. С этим может справиться только развитое производство. И чтобы оно стало развитым, необходимо развивать науку, а еще прежде, повышать уровень образования.
Но кроме незащищённости человека от природных стихий, значительным образом подпитывает религиозные корни и неразрешённость социальных проблем. Ведь если значительная часть населения находится в зависимости от другой, достаточно малочисленной, эксплуатируется ею, загоняется в невыносимые условия существования, то слабый человек ищет защиты. И находит её в религии, в упоительных обещаниях церкви, в надежде на загробную справедливость.
Поэтому с экономическим и социальным развитием, на смену религиозному мировоззрению, рано или поздно прейдёт мировоззрение научное. Наша задача лишь помочь этому процессу, направить его в правильное русло. И в этом вопросе атеистам необходимо досконально изучать научный атеизм для лучшего понимания религиозного механизма, а также иметь свою программу на будущее.
Корр.: У Общества «Разум» есть такая программа?
Максим Светляченко: Безусловно. И поскольку мы ставим перед собой цель развития именно массового атеизма, мы отлично понимаем, что это возможно лишь в определенных условиях. А именно, когда атеисты имеют поддержку властей, когда научно-образовательные программы являются не привилегией какой-нибудь элитной прослойки в обществе, а общегосударственным делом. То есть, по сути, массовое научное мировоззрение появится только в том обществе, которое ставит перед собой задачу обеспечивать научными знаниями всех членов общества, притом в равных условиях. Кроме того оно должно быть заинтересовано, чтобы все без исключения были творчески реализованы и занимались общественно полезным делом.
Как видим, при капиталистическом устройстве достигнуть этого невозможно. Наукой в капиталистических странах занимается от двух до пяти процентов от всего населения. Да и служит она в интересах правящего класса, решает лишь те проблемы, которые выгодны для олигархов. Зато массовый атеизм возникает в обществе, где нет классовой дискриминации, как мы имели возможность наблюдать в СССР. А сейчас, наоборот, с уходом назад в капитализм, власти все средства пускают на развитие религии, понижение уровня образования, торможения развития науки, уменьшения производства и как следствие – снижение уровня жизни. Как видите, это взаимосвязанные и закономерные процессы.
Понимая, что без средств и благоприятных условий в обществе, мы не достигнем желаемого результата, первоочередной задачей людей с научным мировоззрением, должно является изменение общественного строя, при котором общество будет заинтересовано в массовом развитии науки и производства.
Корр.: То есть вы хотите лишить человека духовной и культурной жизни, превратить его в раба, который всю жизнь будет стоять на заводе у станка?
Максим Светляченко: Конечно же, нет. Это одно из ошибочных мнений, что, якобы атеисты люди бездуховные, у и им чужды человеческие эмоции. Конечно же, атеисты не роботы и в неменьшей степени их интересуют вопросы культуры и духовности. Но культуры не иллюзорной и находящейся в строго догматических рамках религии, а культуры общечеловеческой, где мораль не опирается на какие-то древние, и порой, дикие традиции, а содействует добрым и взаимным отношениям между людьми. Когда «человек человеку – друг, товарищ и брат». Условия для такой морали можно создать только в обществе, где все равны, где отсутствует эксплуатация человека человеком.
Что же касается «раба, который всю жизнь стоит у станка», то это наоборот та, проблема которую должна решить развитая наука. И именно в капиталистическом обществе, где основной целью является прибыль собственника, а не развитие производства, человек, нанимаемый этим собственником, выжимается им до последнего, становится, как вы выразились «рабом станка», теряет всякую надежду и на собственное творчество, и на свободу. Он становится «рабом собственника».
Свободным же человека сделают равноправные отношения между всеми членами общества и новые технологии, которые позволят человеку всё больше освобождать своего времени для того, чтобы творить самому, а не по чьей-то указке, не по чьему-то приказу, а по своему желанию.
То есть человек выйдет на новый уровень своего развития, когда он, не надеясь на защиту каких-нибудь высших в его представлении, «небесных сил», сможет решать любые вопросы своим разумом и своими новыми возможностями. Тем самым он заменит эти фантастические «божественные силы», займёт место бога, обретёт все его качества.
Вот поэтому совершенно не разумно уповать на «божественную» помощь сверху, а более разумно самим решать все жизненные проблемы. И Общество «Разум», как и всё прогрессивное человечество, идёт по этому нелёгкому пути к единой цели – чтобы с каждым днём наше общество становилось более счастливым!
|