Вопрос: Может ли человек прожить всю свою жизнь без веры в бога, Абсолют…?
Ответ:
В результате длительного эволюционного развития 40 тысяч лет тому назад
на планете Земля появился человек современного вида – Homo sapiens
sapiens. Выйдя из животного мира этот человека не верил в бога, как не
веруют в бога и животные. Только через 15 – 20 тысяч лет своего
существования у человека появляются первые признаки религии. Еще через
10 - 15 тысяч лет религия прочно укрепилась в человеческом обществе. В
историю, которая ознаменована была появлением письменности, человек, а
с ним и все человечество, входит с твердо укоренившейся в нем религией.
В современном мире, по исследованию специалистов, примерно 80% взрослого населения земного шара признают себя верующими в бога.
Не каждый человек, называющий себя
верующим, является такими на самом деле. Так, исследования в России,
Украине и Беларуси, показывают, что около 70% современных граждан этих
стран называют себя православными, но настоящими православными –
«воцерковленными», как называют их священнослужители, - являются всего 2
– 5%. В настоящее время, тоже по исследованию ученых, 20% взрослого
населения Земного шара являются убежденными атеистами. Они живут и
умирают без веры в бога.
«Абсолют» же отставим в сторону. Не
каждое, признаваемое богом существо, является абсолютным или владеет
признаком абсолютности. К тому же «Абсолют» относится к понятиям
философским, а Вы меня спрашиваете о религии.
Вопрос: А можно ли говорить о вере в науку?
Ответ:
Говорить можно все. Но наука дает человеку не веру, а знание. В этом
плане надо правильно ставить вопрос: «Можно ли знать науку»? На это
есть правильный ответ: «Да! Можно». А на вопрос: «Можно ли верить
науке?» следует ответить: «Если ты чего-то там не знаешь в науке, то
подлинной науке можно и поверить». Академик, лауреат Нобелевской премии
Иван Петрович Павлов говорил: «Кто ничего не знает, тому по
необходимости приходиться верить».
Вопрос: Почему так много людей в мире, где научно-технический прогресс приобретает бешеное развитие, ещё веруют в Христа, Иегову, Аллаха, Будду? Не
является ли это только данью традиции?
Ответ:
Начну отвечать сразу с примера. Наиболее типичной страной, в которой,
как Вы выражаетесь, «научно-технический прогресс приобретает бешеное
развитие», является сейчас Япония, в которой насчитывается всего 7-10
процентов верующих. Правда религиозные обряды разных религий исполняются
японцами как национальные или международные празднества. На Рождество и
Новый год они ставят и украшают елки, делают праздничные покупки; на
Пасху пекут куличи и красят яички, на день рождения императора идут в
храм Якусуни... Исследователи шутят: «Если посчитать сколько людей в
Японии почитают религиозные праздники, то окажется, что верующих в
Японии в несколько раз больше, чем самих японцев.
И еще. Во всемирном масштабе
установлено, что, за исключением США, чем беднее страны, чем ниже в них
научно-технических прогресс и уровень научных знаний, тем выше у них
религиозность. И наоборот, научно-технических прогресс и
распространенность научных знаний всегда соседствуют с высоким уровнем
атеизма населения страны. Правда религиозные обряды разных религий японцы
исполняют все как национальные или международные празднества.
А теперь по сути Вашего вопроса. В
разных местах люди веруют в разных богов. И это является, как Вы
правильно выражаетесь, «данью традиции». Именно, в
силу традиции в Европе и Америке веруют в Христа, в Азии – в Аллаха. на
Дальнем Востоке – в Будду и богиню Аматерэсу, на Севере России – в
шаманов и разных духов. Но наряду с этим и в органической связи с этим
вера в того или иного бога вообще, то ли в богов разных является
результатом превратного воспитания
подрастающего поколения. Без традиции и без превратного воспитания вера
в бога или в богов ни при каких других условиях в массовом порядке не
появляется и не существует.
Вопрос: «Некоторые называют атеизм своего рода религией. Как Вы относитесь к этим суждениям?»
Ответ: Эти суждения в корне неверны. Религия – это форма общественного сознания, которая включает в себя верования в существование сверхъестественных существ (богов, духов, чертей, ангелов); систему обрядов (молитв, поклонений, праздников в честь этих существ) и чувства любви,
страха, благодарности, зависимости от этих сверхъестественных существ.
Без веры в богов, молитв им и обрядов нет религии. Атеизм же – это
мировоззрение, которое не отравлено верой в богов, чертей, духов.
Никаких обрядов в атеизме нет, атеист не испытывает ни страха, ни
благоговения ни других чувств перед элементами своего мировоззрения.
Вопрос: Какая из современных религий, по-вашему, является наиболее прогрессивной? Или таких в принципе нет?
Ответ:
Понятие «прогрессивная» к религии и религиям в принципе не применимо.
Религия никогда не была и не может быть прогрессивной. Есть религии
более развиты или менее развиты. Но «развиты» никогда не означает
«прогрессивные» в неразвитые - не прогрессивные. В науке религии
классифицируются по разным признакам: первобытные (ранние), поздние и
современные; родоплеменные, национальные и мировые; политеистические,
генотеистичные и монотеистические; и так далее. Но «прогрессивные» –
никогда не прилагается к религиям, поскольку они таковыми не являются.
Вопрос: Что сейчас можно предложить современнику вместо религии, веры в бога?
Ответ:
Вместо веры в бога современному человеку предлагать ничего не надо.
Если люди в мире болеют, корью, малярией, гриппом, то разве нужно им
вместо этих болячек предлагать другие: рак, СПИД, птичий или коровий
грипп, саркому? Религия – это болезнь духа. А болезнь надо лечить, а не
заменять другой болячкой.
Вопрос: Как вы думаете, сколько новых религий может появиться в следующие 500 лет? А какие обесценятся? Что этому будет способствовать?
Ответ:
Гадать не буду. Меня и Вас это никак не касается и не коснется. Не
коснется и наших современников. В обозримом будущем нам и нашим
наследниками предстоит сосуществовать с этими религиями, которые уже
есть.
На это вопрос я ответить не могу да и не берусь, хотя порассуждать на эту тему и смог бы. Но не в интервью же…
Вопрос: А сможет ли произойти так, что люди оставят все религии?
Ответ: Я
думаю, что во все обозримое нами будущее время религия будет
существовать, как будут существовать и другие недостатки и пороки
человека: зависть, лень, глупость; безответная до безумства любовь,
самоубийство и религиозное мракобесие… Хотя человечество обязано и будет
бороться с этими недостатками. Надежды на полный успех в преодолении
религии пока мало. Самое главное, главнейшее здесь в том, что в
существовании религии заинтересованы господствующие эксплуататорские
классы. Только после ликвидации эксплуатации человека человеком можно
будет начинать серьёзный разговор об
окончательном преодолении религии. Эксплуататоры сами себя
ликвидировать не будут, а религия сама собой не отомрет. Эксплуататорам и
религии надо так или эдак помочь в этом благородном деле.
Вопрос: Если говорить непосредственно о Вас, то всегда ли Вы были атеистом?
Ответ:
Нет, не всегда. В молодости я был верующим человеком. «Верующим» - это
сильно сказано. Я был верующим, который хотел точно знать: есть ли бог
или его и вовсе нет? Для решения для себе этого вопроса я после
окончания 8 класса средней школы поступил в Одесскую духовную семинарию,
где вскоре стал глубоко, до фанатизма, православным верующим. После
окончания духовной семинарии я поступил в Московскую духовную академию,
которою окончил в 1951 году, получив ученую степень кандидата
богословия. Потом год работал в Саратовской духовной семинарии
помощником инспектора и доцентом основного и нравственного богословия.
Глубоко изучив религию, я, в конце
концов, узнал правду о религии. А правда эта заключается в том, что в
любой религии никакой правды нет! Придя к такому заключению, я бросил
семинарию, бросил церковь, бросил веру в бога и вернулся в родной
колхоз, где работал и заочно окончил среднюю школу. Поступил в Одесский
кредитно–экономический институт, после окончания которого окончил еще
философский факультет Киевского университета, где увлекся атеистической
пропагандой, под влиянием которой сотни православных и католических
попов, десятки протестантских пастырей и десятки мусульманского
духовенства по моему примеру публично порвали с религией и верой в бога.
За это меня в 1959 году – через 7 лет после моего разрыва с религией -
Московская патриархия предала анафеме. После анафемы я окончил КГУ,
аспирантуру при нем, защитил кандидатскую диссертацию, а потом и
докторскую. Сейчас я профессор Киевского политехнического университета,
читаю в нем философские дисциплины (философию, этику, религиоведение,
логику). А подробно о себе я написал в брошюре «Почему я перестал верит в
бога», которая размещена А-сайте (http://www.ateism.ru) и на моем личном сайте - http://www.sotref.com.
Вопрос: Вас пытается кто-либо убедить в существовании бога?
Ответ:
Я веду активную переписку с богословами, священниками и верующими. Они
убеждают меня, а я их переубеждаю. Как это происходит и что получается, можно прочитать на указанном выше сайте.
Вопрос: А ваши родители и родственники верующие?
Ответ:
Есть верующие, есть и неверующие. Но и с этими и с теми мы живём
дружно, как родственники. Верующие родственники не вмешиваются в мой
атеизм, а я не вмешиваюсь в их веру бога.
Вопрос: Пытаетесь ли Вы кого-то убедить, что бога нет? Пытаются ли Вас кто-нибудь переубедить, что бог есть?
Ответ: И я их пытаюсь, и они меня пытаются. Обо всем этом они со мной, а я с ними ведем нескончаемый разговор на моем сайте www.sotref.com. Вот одна из последних переписок этого рода:
Краткое доказательство ложности религии
Из письма вопрошающего:
Студент
четвертого курса факультета ИПСА Киевского политехнического
институтута, мой бывших въедливый студент еще второго курса N,
ехидненько спрашивает:
Уважаемый Евграф Каленьевич!
Ответьте мне вкратце, общедоступно и по-русски[1]: «Какое наиболее сильное доказательство ложности религиозных верований в существование сверхъестественного?»
Я ему ответил;
Такое доказательство есть. Вот оно:
- Все религии, её виды, подвиды и подвиды подвидов каждый в отдельности говорят, что «Только,
исключительно и только в наших собственных верованиях содержится
полная, нерушимая, святая и абсолютная истина. А все другие религиозные
верования являются искажением абсолютной истины, заблуждением, ложью». Это и есть самое убедительное, краткое и общедоступное доказательство того, что все религии врут.
Е.К. Дулуман.
[1] Студент пародирует обращение парижского студента, будущего основателя философии позитивизма Огюста Конта (Исидо́р Мари́ Огю́ст Франсуа́ Ксавье́ Ко́нт (фр. Isidore Marie Auguste François Xavier Comte;
19.1.1798, Монпелье, — 5.9.1857, Париж), который обратился к Гегелю с
вопросом: «Уважаемый господин Гегель! Изложите, пожалуйста, мне
содержание Вашей философии вкратце, общедоступно и по-французски».
Классик немецкой философии ответил: «Уважаемый мой младший коллега! Мою
философию нельзя изложить ни вкратце, ни общедоступно, ни тем более
по-французски». Я говорю это студентам при изложении курса философии.
Источник
|