За почти четверть века после краха советской системы чувства, испытываемые россиянами по отношению к религии, сильно изменились, пишет Economist. В советские времена государство побуждало граждан быть атеистами. Теперь же «нестрогая принадлежность» к той или иной вере стала в стране «режимом по умолчанию».
Большинство участвующих в опросах россиян заявляют о своей принадлежности к Русской православной церкви, в то время как «значительные меньшинства» идентифицируют себя с исламом, буддизмом и иудаизмом, говорится в статье.
Однако опубликованный недавно опрос ВЦИОМ показал «неожиданные» изменения в отношении к религии по сравнению с данными 1990 года. Хотя доля людей, заявляющих, что религия иногда «помогает» им в жизни, выросла с 23% до 55%, тем не менее общий эффект религии на благополучие людей видится теперь «в гораздо более блеклых тонах», чем раньше.
Доля россиян, считающих, что, как утверждает издание, «религия» приносит обществу больше пользы, чем вреда, резко упала с 61% до 36%, при этом процент людей, полагающих, что она приносит больше вреда, чем пользы, выросло с 5% до 23%.
По мнению Economist, отчасти это объясняется тем, что в 1990 году многие видели религию «в том же розовом свете, как и все несоветское: от рок-музыки до фастфуда и монархии». Жители страны поддерживали все, против чего раньше выступал Советский Союз. Однако с тех пор «зримая сила» и привилегированность «официально благословленных религий», - как подчеркивает издание, к ним относится не только православное христианство, - выросли значительным образом.
«Религию рассматривают как партнера по власти, а совсем не как нечто контркультурное», - подчеркивает Economist.
Кроме того, как отмечает издание, в комментарии ВЦИОМ к этому опросу говорится, что в 1990 году религия была «широкой социальной модой», связанной со снятием политических ограничений. С тех пор россияне научились отличать веру как таковую, которую многие считают делом личных убеждений, от «религии как института», говорится в статье.
Результаты опроса ВЦИОМ, подытоживает Economist, дают возможность предположить, что либо российская общественность «влюблена» в своих религиозных лидеров меньше, чем в светских, либо усилия государства по «приручению» религиозных властей имели «не совсем благотворный эффект».