О рисках клерикализации школы рассказал доктор психологических наук, директор Федерального института развития образования Александр Асмолов, сообщается в журнале "Огонёк".
Несколько лет назад по решению президента РФ стартовал проект "Основы религиозных культур и светской этики", целью которого было приобщение детей, подростков к ценностям, которые несут религии как ценностно-мировоззренческие системы, среди них были на выбор основы православия, ислама, буддизма, иудаизма, мировых религий и светская этика. С самого начала он подавался как культурологический курс, диалог культур, религий. Культурологию, связанную в том числе с мировыми религиозными системами, никто нигде не запрещал. Это нормальный канал приобщения к культуре. Вместе с тем введение этого курса таило и таит серьезные опасности. Его нередко пытаются подменить прямым введением религии как мировоззрения, которое должен принять ребенок, происходит его вербовка в ту или иную систему ценностей. В ряде регионов зафиксированы случаи, когда в светской школе вводят не культурологический курс по религии, а превращают школьный класс как бы в трибуну для проповеди той или иной религиозной доктрины. Если такое происходит, то это прямое нарушение Конституции и Закона "Об образовании".
Эта тенденция во многом связана не с самим образованием, а с тем, что те или иные конфессии пытаются диктовать светскому образованию под флагом духовности законы религиозной жизни. Главный риск состоит в том, что духовное воспитание подменяется религиозным. Все это может иметь серьезные последствия и для социализации детей, и для страны. К тому же, когда настоятельно говорят, что у нас должна быть титульная религия, доминирующая, то это угроза развитию российского государства, ведущая к возникновению общества фанатиков, установлению в стране клерикального патриотизма, тупикового с точки зрения цивилизационного развития.
Отсутствие ценностной линии очень заметно в различного рода модернизациях российского образования последних лет. Когда не ясны ценности, ради которых стоит жить, когда остро стоит проблема поиска идентичности, необходимо, на мой взгляд, выявлять в ходе обсуждения ценностные ориентиры развития личности ребенка. Если этого нет, то срабатывает правило "свято место пусто не бывает".