Диспут между представителями ислама и атеизма в Киеве
27 сентября 2012 года в Киеве состоялся очередной диспут. На этот раз, впервые на постсоветском пространстве сошлись в полемике представители ислама и атеизма, размышляя на тему «Ислам и мусульмане в современных условиях».
С исламской стороны присутствовали председатель Духовного управления мусульман Украины, муфтий Украины, шейх Ахмед Тамим и его заместитель, шейх Рустам Гафури. Атеистическую сторону представили: автор сорока книг по научному исламоведению, доктор философских наук, профессор, академик РАЕН, генерал Юрий Петраш, кандидат юридических наук, профессор Академии военных наук, подполковник юстиции запаса Сергей Иванеев, которые приехали на диспут из Москвы. А также украинский атеист, кандидат богословия, доктор философских наук, профессор КПИ Евграф Дулуман, который также выступил инициатором и организатором этого диспута. Несменным ведущим и в этот раз был старший преподаватель КПИ Василий Пихорович.
Как и ранее диспут проходил в Киевском политехническом институте, который уже стал традиционным местом собраний атеистической общественности не только Киева, но и Украины. Тематика диспута вызвала большой интерес с обеих сторон, чему было свидетельство заполненной почти до основания просторной лекционной аудитории. На диспут пришло много мусульман, но сторона с восточной внешностью, несомненно, преобладала в своем количестве.
Ораторские выступления всех участников диспута были на высоком уровне, однако иногда вызывали и протест со стороны его участников, посетителей диспута. Так шейх Ахмед Тамим после острой критики и обобщения ислама с другими мировыми религиями Евграфом Дулуманом на повышенных тонах высказался в его сторону, заявив, что он пришел для того, чтобы рассказать об исламе, а не для того, чтобы выслушивать обиды в сторону его религии. По-видимому, уважаемый шейх не совсем понял значения слова диспут и его отличия от других форм мероприятий. Также вызвали протест у молодых атеистов из зала слова шейха Рустама Гафури, в которых он дал антинаучную оценку теории Дарвина. Все конфликты умело заглушал ведущий диспута, не давая участникам переходить на эмоциональные всплески.
Разумного диалога между двумя противоположными мировоззрениями удалось добиться также благодаря высокому культурному уровню его участников, а также желанию проявить толерантность по отношению к оппонентам. Ведь перед обеими сторонами стояла сложнейшая задача – с одной стороны не обидеть чувств верующих или неверующих, а с другой убедить и привлечь в свои ряды как можно больше сторонников из пришедших на диспут.
Конечно же, за короткое время, отведенное на диспут невозможно решить все вопросы и задачи, поставленные перед его участниками. Поэтому остается надеяться, что этот диалог продолжится в будущем не только на Украине, но и в России, и в других странах мира, а также покажет пример тем, кто привык конфликтные ситуации решать с помощью силового воздействия, террористических актов и совершенно не мирных протестов.
Показательным стал и тот факт, что обе стороны диспута заявляли о необходимости поиска новых форм сосуществования различных культур в нашем общем доме, под названием Земля. Редакция Украинского атеистического сайта.