— Вопрос с размещением студентов у нас стоит очень остро. Прежняя администрация университета проворонила жилое здание, расположенное на территории студгородка, — объясняет профессор Евгений Кушель. — Университет в конце 90-х годов предоставил свою территорию и коммуникации для строительства жилого дома, с тем чтобы половина этого здания была отдана под общежитие. Строительство велось несколькими фирмами по договору с вузом. Пока дом сдавали, он несколько раз переходил из рук в руки. Территориальное управление Росимущества, нас не спрашивая, забрало здание, чтобы ввести его в строй. Дом был передан в эксплуатацию ФГУП «ПромЭкс», а те, в свою очередь, сдали помещения в субаренду ООО «ААСТ». Эта организация стала сдавать места гастарбайтерам. Общежитие исчезло. Сейчас мы пытаемся опротестовать решение Росимущества, обращаемся в прокуратуру, Счетную палату... А пока своих студентов мы вынуждены посылать жить в общежитие на полигоне в Сергиевом Посаде. А теперь выясняется, что у нас отнимают еще одно двухэтажное жилое здание, где после ремонта мы могли бы разместить 40–50 человек.
30 ноября 2010 года вышел Федеральный закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности». Тогда же лавра предприняла первую попытку отобрать университетскую собственность. Ректору РГГРУ Василию Лисову полетела депеша: просим возвратить Свято—Троицкой Сергиевой лавре исторически принадлежащее ей здание бывшей церковно—приходской школы.
— Мы высказали церкви свое возражение. Найти документы, подтверждающие, что именно в этом доме находилась церковно-приходская школа, нам не удалось, — говорит начальник полигона Олег Подмарков.
Наместнику лавры Феогносту было указано, что «на месте указанного объекта находилось несколько зданий, которые в течение прошедшего времени неоднократно разрушались и перестраивались. Историческая принадлежность 2—этажного здания, находящегося на территории полигона, требует дополнительного изучения и подтверждения».
Спустя год в Росимущество за подписью архиепископа Сергиево-Посадского наместника Свято—Троицкой Сергиевой лавры Феогноста пришло официальное письмо с просьбой передать им безвозмездно объект недвижимости религиозного назначения — жилой странноприимный дом комплекса Стефановой часовни.
Дом требовалось передать православной религиозной организации «Ставропигиальный мужской монастырь Свято—Троицкая Сергиева Лавра Русской Православной Церкви». Указано, что согласие вышестоящего органа — Патриархата Московского и всея Руси получено.
— Этот дом в свое время содержал купец, который пускал туда ходоков, которые шли в Сергиев Посад. После этого здание каким-то образом стало объектом религиозного назначения, — недоумевает проректор Владимир Моисеенко.
— Наместник лавры сам в письме называет «объект» жилым домом. Это что, храм? Или монастырь? А церковь не хочет забрать Кремль? Там тоже вокруг стоят объекты религиозного назначения, — горячится профессор Евгений Кушель. — Заметьте, странноприимный дом у них в заявлении уже превратился в комплекс Стефановой часовни. Лавра хочет отобрать сначала у нас дом, потом на нашей земле поставить часовню с комплексом зданий. Все это будет расширяться... Как это бывает, мы знаем. Объявят сбор средств, будут собирать пожертвования. Начнется активное строительство. А у нас ведь на полигоне есть точечные заложения радиоактивных материалов. Им же придется все сносить, перекапывать, проводить дезактивацию. Университет работает 80 лет. Территория полигона не предназначена для того, чтобы по ней гуляли паломники. Всякое ведь может произойти...
Начальник полигона Олег Подмарков, в свою очередь, замечает: «Этот дом не является самостоятельным объектом. Он входит в инфраструктуру полигона, которая включает водоснабжение, канализацию, электрификацию. Как этот анклав будет существовать на нашей территории?»
Любопытно, что в течение многих лет в университете проводились исторические исследования, связанные с поиском и изучением утраченных святынь окрестностей Сергиева Посада и древнего Радонежского княжества.
Профессор МГГА Пашкин с группой студентов изучал остатки древних фундаментов. Совместно с представителями Российской академии живописи, ваяния и зодчества был даже разработан эскизный проект восстановления часовни «Крест» преподобного Стефания святителя Пермского, разрушенной в 30—е годы прошлого века. Рядом с забором учебного полигона был установлен памятный крест.
— Теперь получается, что наши сотрудники по собственной инициативе в 90-х годах провели исследования на территории полигона, с тем чтобы помочь православной церкви обозначить те объекты, которые стояли здесь до 1930 года, — говорит проректор Владимир Моисеенко. — Исследования проводились без установления их исторической принадлежности, этим никто не занимался. И теперь лавра, воспользовавшись результатами проведенных нами работ, «в благодарность» у нас же и отнимает здание и землю.
— Год назад к нам пожаловала игуменья из Хотькова с помощницами, — рассказывает начальник полигона Олег Подмарков. — Они просили разрешения побродить вокруг двухэтажного дома. Все там исходили в надежде найти хоть какие—то камни или остатки фундамента, где стояла часовня, но так ничего и не обнаружили.
Вопрос, где именно находилась часовня, остается открытым.
— Полигон был образован в 1936 году. К тому времени часовня была уже снесена, — говорит проректор Владимир Моисеенко. — По нашим данным, она располагалась в том месте, где проходит сейчас Ярославское шоссе.
Но, похоже, в лавре считают по-другому. В письме, адресованном на имя руководителя Федерального агентства по управлению государственным имуществом, священнослужители двухэтажный кирпичный дом, находящийся на территории полигона, уже указывают как объект, входящий в комплекс Стефановой часовни.
— Рядом, в Воздвиженском, стоит церковь Воздвижения Креста Господня, в Сергиевом Посаде — Свято—Троицкая Сергиева лавра, которые являются местами массового паломничества. Но я ни разу не видел, чтобы около поставленного у нашей ограды памятного креста кто-то останавливался и молился, — говорит Олег Подмарков.
Лавра уведомила университет, что начинает работу по отъему у них двухэтажного здания. «На все наши возражения священнослужители не обращают внимания. Мы не получили никаких разъяснений», — говорит начальник полигона.
Я тоже попыталась было связаться с канцелярией лавры, чтобы собственными глазами увидеть архивные документы, на которые они опираются. Ответившая на звонок женщина сказала: «Приезжайте, по телефону мы никаких справок не даем». Когда же я на следующий день пришла в канцелярию, матушка Наталья сообщила: «Без разрешения начальницы показать ничего не могу». Заведующая канцелярией Любовь Карасик смирением не отличалась. В грубой, не терпящей возражения форме мне было сказано: «А газета здесь при чем? Кто вас прислал? Ничего вам не покажем и объяснять не будем. Слава богу, есть соответствующий федеральный закон, которым мы и руководствуемся».
— Мы с уважением относимся к церкви, но не к таким ее действиям, — говорит, в свою очередь, профессор Евгений Кушель. — Наши студенты и аспиранты хотят выйти на митинг в знак протеста. На полигоне многие годы все создавалось и поддерживалось их руками. А сейчас мы рискуем лишиться базы для подготовки уникальных специалистов.
— На территории многих учебных заведений находятся храмы. Мы тоже не против — пусть стоит часовня, — говорит Олег Подмарков. — Но зачем нужно отбирать у нас здание и землю?
Действительно, зачем?
В университете понимают, что их полигон стоит на очень лакомой земле. Дом раздора располагается недалеко от трассы. Преподаватели считают, что в этом здании скорее всего откроют торговую лавку, где будет продаваться церковная атрибутика, или церковь сдаст помещения в аренду под кафе. Возобладают, как говорится, экономические интересы.