Интервью с членами семьи О'Хэйр, убежденными атеистами, опубликованное в одном из номеров журнала «Наука и религия» за 1990 год. На некоторые из вопросов советского журналиста ответила главный редактор журнала «Американский атеист» Робин О'Хэйр. Довольно интересная информация о положении атеизма в США на рубеже 80-90-х гг. XX века.
– Каково это, быть атеистом в Америке? – переспрашивает миссис О'Хэйр. Прежде всего, это опасно. Дело в том,что в конституции США есть пункт, касающийся вероисповедания. Он формулируется так: «Гражданин США может исповедовать любую из существующих религий». Увы, там нет добавления, которое, я знаю, присутствует в законодательстве СССР: «Или не исповедовать никакой». Без этого мы, атеисты, оказываемся в положении отверженных. Как юрист, я борюсь с этим уже не один десяток лет.
– Пожалуйста, расскажите подробнее.
– Начну с фактов. Лично мне пришлось побывать в тюрьме шесть раз. Попадала в заключение по поводу и без повода, под самыми разными предлогами. Один раз даже за нарушение закона о лошадях.
– ??!
– Не удивляйтесь. Согласно этому закону, существующему в США с незапамятных времен, нельзя привязывать лошадь в определенных местах в городе. О нем уже все забыли. Но когда нарушительницей оказалась я, вспомнили. И, уверяю вас, то был случай, по крайней мере, формально предусмотренный статьей закона. Другие и того смехотворнее. Вот хотя бы по отношению к Робин.
– И вашу внучку не миновала чаша сия?
– И ее, и сына Джона. Как-то Робин была избрана в суд присяжных. Принося присягу, она должна была поклясться на Библии, но по своим убеждениям не могла этого сделать. И оказалась... на скамье подсудимых.
– Клятва на Библии – обязательное условие? А как быть мусульманам, например?
– Обязательное условие – вера, потому что у нас свобода выбора религии, а не свобода совести, вот в чем загвоздка, – поясняет Джон. – Мусульмане клянутся на своей святыне – Коране, исповедующие иудаизм – на Торе, и так далее. В случае с моей племянницей дело заключалось в том, чтобы уронить ее авторитет в глазах читателей журнала.
– А каков контингент ваших читателей?
– Журнал имеет тираж 52 тысячи экземпляров, что для США совсем не мало, если учесть число выходящих у нас периодических изданий, – с гордостью отвечает главный редактор «Американского атеиста» 23-летняя Робин О'Хэйр. – Причем подписываются на него не только коммунисты. Вернее даже, не столько: ведь членов Компартии США – около 20 тысяч. Подписчики журнала, с одной стороны, весьма образованные, с другой – хорошо обеспеченные, в основном имеющие собственный бизнес люди.
– Почему именно они?
– Эти два условия продиктованы отношением к атеистам в Америке. Например, врачу непосещение церкви грозит потерей практики. Респектабельный человек обязан выглядеть добропорядочным бюргером в глазах окружающих, если хочет сохранять престиж...
– Тем не менее тираж журнала растет. Кто же ваши подписчики?
Нас выписывают все больше независимых от своей службы людей. Состоятельные бизнесмены, судьи, врачи-ветеринары – их респект иной. Люди, имеющие время и желание для чтения книг, познания мира, самообразования.
– Иными словами, атеизм в США – это прежде всего нарушение религиозной традиции?
– О, нет! – с живостью возражает миссис О'Хэйр. Несмотря на почтенный возраст, она, пожалуй, быстрее всех реагирует на вопросы и реплики; сказывается многолетняя привычка к дискуссиям, спорам. – Знаете ли вы. что во времена отцов-основателей церкви посещало менее 10 процентов американцев? А сегодня по воскресным дням в одной только фундаменталистской церкви Остина собирается до 9 тысяч верующих. За один раз делаются пожертвования до миллиона долларов. В городе пять церквей... Что это, как не результат целенаправленной государственной политики?
– 24 часа в сутки по пяти телевизионным каналам в США читаются молитвы, – добавляет Джон, – и только раз в неделю в течение получаса экран предоставляется атеистам. Трансляция идет всего лишь на 100 американских городов.
– Но, как мы теперь понимаем, и этого, видимо, было непросто добиться?
– О, это огромная победа миссис О'Хэйр, – по-русски провозглашает четвертый участник делегации американских атеистов Ноэл Скотт. Он – сотрудник Библиотеки Конгресса США; с издательством сотрудничает в качестве переводчика, библиографа, обозревателя. – Миссис О'Хэйр с 1959 года воевала с агентством радиопрограмм, затем с телевизионщиками. Только благодаря ее упорству атеисты появились на телеэкране. Добавлю, что ни лидерам негритянского движения, ни профсоюзным активистам до сих пор не удалось отвоевать для себя постоянный канал.
– Если мы правильно поняли, атеизм в сегодняшней Америке – одно из противостоящих государственной политике движений, наряду с названными вами?
– Совершенно верно. С той только разницей, что в некоторых отношениях нам сложнее, чем другим, даже столь дискриминируемым, как выступающие в защиту однополых браков. Нашу рекламу не публикуют в газетах, библиотеки не берут наш журнал даже бесплатно. Информация распространяется, что называется, из уст в уста. По той же причине мы вынуждены содержать собственную типографию, целиком осуществлять выпуск своих книг. – Миссис О'Хэйр рассказывает о трудностях спокойно, привычно. Но вот она переходит в нападение – чувствуется, что ей и в самом деле очень интересно и важно то, о чем она спрашивает:
– В вашей стране традиционное воспитание – атеистическое. Долгие годы, как мы знаем, Советский Союз придерживался политики строгого разделения церкви и государства, иногда, как сообщают ваши газеты, даже перегибая палку в сторону ущемления прав верующих. Но в последние годы заметно, что религия стала играть активную роль в общественной жизни страны. Не боитесь ли вы, что она отвоюет ваши позиции, как это случилось в США? На наш взгляд, религия не идет к обществу с миром...
Что мы могли ответить нашим американским гостям? В двух словах не расскажешь о том, как складывались и продолжают складываться отношения между верующими и атеистами в нашей стране, как нелегок процесс взаимного узнавания, уступок, понимания позиций и потребностей друг друга. Собственно, этому и посвящена вся деятельность нашего журнала. В воспитании уважительного, добросердечного отношения друг к другу, на наш взгляд, залог прочного контакта не только между верующими и неверующими, но и между людьми разных мировоззрений из самых разных государств с различным общественным строем.
Мы пишем об этом на наших страницах, обсуждаем проект нового закона о свободе совести в СССР. Ни верующим, ни атеистом в нынешней стране Советов быть, по крайней мере, не опасно. Хотели бы такого же положения вещей для наших мужественных американских друзей. Мы все надеемся на лучшее.
И мы тоже, – улыбается миссис О'Хэйр. – В конце концов любое дело, которым занимаешься всерьез, имеет свои небезопасные моменты. Я всегда напоминаю своим детям и сотрудникам, что и водитель автобуса, например, тоже весьма рискованная профессия.