План лекции: I. Становление и развитие марксистской концепции религии. II. Религия как творение человеческой сущности и закономерный результат жизнедеятельности общества. 1. Человеческая сущность у Л. Фейербаха – общность, связующая индивидов только природными узами («род»). 2. Человеческая сущность у К. Маркса – «совокупность всех общественных отношений». 3. «Религия – это логика превратного мира в его популярной форме», «выражение действительного убожества» этого мира, моральная санкция существующих порядков и всеобщее основание для утешения, для оправдания «превратного» мира. 4. Отражение в религии отношений господства и подчинения, «отражение, в котором земные силы принимают форму неземных». 5. «Религия – опиум народа». Компенсаторная функция религии. 6. Учение о социальной природе религии – новый взгляд, преодолевающий объяснение религии в рамках только духовной жизни общества. III. Генетическая связь между религией и товарным фетишизмом, раскрытая в «Капитале» К. Маркса. IV. Историко-религиозные исследования Ф. Энгельса. 1. Возникновение христианства в Римской империи. Социальные и идейные корни новой религии. 2. Диалектика соотношения религиозной формы и революционного содержания в еретических учениях Средневековья. 3. Воздействие социальных настроений народных масс на переосмысление католического учения Т. Мюнцером и его сподвижниками. 4. Исторический процесс постепенного преодоления религии в духовной жизни человечества по мере возрастания степени свободы в обществе.
2 часть:
План лекции: I. Вопрос о борьбе с религией в марксизме. 1. Уничтожение антагонистических отношений как основа для преодоления. 2. Преобразование критики религии в критику существующих порядков. 3. Не столько преодоление религиозных иллюзий, сколько отказ от такого положения, которое нуждается в иллюзиях. 4. Отсутствие в классическом марксизме экстремизма по отношению к религии. Критика Ф. Энгельсом представлений Е. Дюринга об уничтожение религии сверху, законодательным путем. II. Г.В. Плеханов. Марксизм о свободомыслии в отношении религии. 1. Положение об элементах религии. 2. Разработка проблемы соотношения морали и религии. 3. Принцип несовместимости научного социализма и науки в целом с любой, в том числе «обновленной», формой религии. III. Вклад в марксистское религиоведение В. И. Ленина. 1. Социальные и гносеологические корни религии. 2. Анализ роли религиозных организаций в политической жизни. 3. Пути преодоления религии, как в буржуазном, так и в социалистическом обществах. Методы атеистической пропаганды. 4. Подчиненное положение борьбы против религии по отношению к классовой борьбе трудящихся и задачам строительства социализма. IV. Проблематика социологии, психологии, теории, истории религии и свободомыслия в советское время. V. Влияние марксистской концепции религии на мировую обществоведческую мысль ХХ века.
Сведения о лекторе: Тажуризина Зульфия Абдулхаковна – доктор философских наук, профессор кафедры философии религии и религиоведения Философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова; автор многочисленных публикаций по истории религии и атеизма, в том числе книг: «Философия Николая Кузанского», «Идеи свободомыслия в истории культуры», «Атеизм и свободомыслие в духовной жизни русского народа» и др.