Украинский атеистический сайт Пятница, 19.04.2024, 20:05
Украинский
атеистический
сайт
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории раздела
Эксклюзив [41]
Эксклюзивные материалы, предоставленные для нашего сайта
Публицистика [164]
Атеистическая публицистика
Законодательные акты [4]
Законы, относящиеся к свободе совести
Великие люди - атеисты [82]
В данной рубрике размещены статьи о великих учёных, философах, людях искусства и т.д., которые не верили в бога и в то же время добились всемирного признания.

Наш опрос
Назовите самую эффективную форму атеистической пропаганды:
Всего ответов: 574

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

В помощь атеисту
Лекции Е. К. Дулумана
Лекции Е. К. Дулумана

Атеистические листовки

Краткая история атеизма

Атеистический лекторий

Атеистический календарь



Главная » Статьи » Статьи » Великие люди - атеисты

Карл Маркс
5 мая 1818 года – родился немецкий философ, атеист, основоположник научного коммунизма Карл Маркс.



Карл МарксВеликий мыслитель и революционер Карл Маркс принес людям свет знания, открыл им горизонты счастливой жизни, указал пути и средства борьбы с враждебным человеку эксплуататорским общественным строем и его идеологией.

Маркс не мыслил себе полного освобождения тру­дящихся без освобождения их сознания от религиозных предрассудков и поэтому был решительным и последо­вательным борцом против религии.

Переход на позиции пролетариата дал возможность Марксу научно подойти к религии. Убежденный в том, что действительное зло можно устранить лишь практи­ческим действием, он стремился не только понять сущ­ность религии, теоретически объяснить причины суще­ствования религиозных верований, но и наметить пути их преодоления. Он рассматривал религию как одно из проявлений социального гнета вообще.

Вскрыв закономерности общественного развития, Маркс открыл путь к научному пониманию тех или иных общественных явлений, в том числе и религии.

Домарксовские атеисты в лучшем случае видели при­чины возникновения веры в сверхъестественное в бес­помощности и бессилии человека, в его зависимости от природы и других людей, но они не умели объяснить, какие силы стоят за религиозным обманом в обществе.

Исчерпывающие ответы на эти вопросы дал только Маркс с позиций материалистического понимания исто­рии.

Степень господства человека над природой обуслов­лена степенью развития производства. На ранних этапах истории в условиях примитивной техники, несовершен­ной организации и крайне низкой производительности труда человек являлся рабом природы. Природа каза­лась ему чем-то невероятно всесильным, непобедимым. Удивительно ли, что силы, от которых ежедневно и еже­часно зависели благополучие и жизнь человека, обоже­ствлялись им и рассматривались как сверхъестественные силы, господствующие над человеком и всецело опре­деляющие его поступки и всю деятельность! Религия является выражением ограниченности человеческого понимания мира, возникшей в результате ограничен­ности человеческой практики.

Но господство человека над природой прогрессирует достаточно быстро, одновременно с прогрессом произ­водства. Человек все более и более становится госпо­дином природы. А господство религии тем не менее остается. В чем же причина этого обстоятельства!

Главный вывод, сделанный Марксом в этой связи, со­стоял в том, что религия порождена не только и не столько бессилием человека в борьбе с природой, сколько неустройством и неблагополучием его жизни в обществе. Социальный гнет и эксплуатация – вот главная особенность того «превратного мира», который порождает и постоянно поддерживает существование религии. В этом мире, подчеркивает Маркс, человек теряет себя. Мир устроен таким образом, что человек является в нем беспомощной игрушкой слепых сил. Людям постоянно грозит опасность потерять все, что они имеют, неожиданно оказаться за порогом жизни. Достаточно вспомнить о таком биче современного бур­жуазного общества, как безработица.

Трудящийся в мире капитала беден, нищ не только материально, но и духовно: он оторван от многих благ культуры, обречен на непосильную чисто механическую работу, лишенную какого-либо человеческого содержа­ния. Его постоянно угнетает забота о хлебе насущном, неуверенность в завтрашнем дне.

Люди пытаются понять эти факты, как-то противосто­ять им. И почти всегда бесполезно. Слишком силен враждебный им мир.

И тогда человек в отчаянии думает, что угнетение существует вечно, что несправедливый порядок разру­шить невозможно. Люди постоянно живут в страхе перед неведомой им судьбой, боятся голода, безрабо­тицы, войны и т. д.

В этих условиях реальные социальные силы и при­нимают в глазах человека форму сил сверхъестествен­ных. И человеку кажется, что его судьба зависит не от неустроенности мира, а от воли некоего высшего суще­ства. В нем человек ищет надежду на спасение, какое-то утешение для себя. Религия – опиум народа, говорил Маркс. И именно в этом заключается суть дела.

Эксплуататорские силы умело используют религию, чтобы отвлечь эксплуатируемых от реальной борьбы за лучшее положение на земле. Религия служит угнетате­лям для оправдания и освящения существующих порядков. С ее помощью они стремятся заставить угнетен­ных примириться с существующим положением и по­корно склониться перед власть предержащими, ибо, по их словам, «нет власти, аще не от бога».

Если религия есть иллюзорное счастье народа, то упразднить ее можно, только добившись действитель­ного счастья. Так ставит вопрос Маркс. Практически это означает устранение тех сторон в жизни общества, ко­торые делают неизбежным возникновение религии, и прежде всего уничтожение эксплуатации человека че­ловеком. Когда отношения между людьми станут пре­дельно простыми, основанными на доверии и взаимопо­мощи, когда «таинственные» социальные силы, роковым образом предопределяющие судьбу человека, будут поставлены под его контроль, когда человек станет сво­бодным и получит полный простор для удовлетворения своих потребностей, тогда судьба и счастье каждого всецело окажутся в руках людей. Тогда не понадобится прибегать к «помощи» таинственных сил, сверхъесте­ственных существ, к их «всесильному заступничеству», лелеять надежду на потусторонний мир. Люди здесь, на земле, будут создавать жизнь, достойную человека. Борьба за изменение жизни на земле, за установление самого справедливого и разумного порядка – един­ственный способ навсегда покончить с религией. Чем могущественнее становится человек в своем господстве над природой, тем более неоправданными и противо­естественными оказываются угнетение, борьба за кусок хлеба, беспощадная вражда людей друг с другом, тем более вредным становится оправдание всего этого ре­лигией.

Религия украшает фальшивыми цветами те цепи, ко­торыми опутаны люди в классовом обществе. Но сбро­сить фальшивые цветы, писал Маркс, надо не для того, чтобы человечество продолжало носить эти цепи, а «для того, чтобы оно сбросило цепи и протянуло руку за жи­вым цветком».


Источник: http://atheism.su/karl-marks/
Категория: Великие люди - атеисты | Добавил: opium (05.05.2015)
Просмотров: 1905 | Теги: Бог, Цепи, атеисты, Маркс, пролетариат, трудящиеся, религия, угнетение, атеизм, эксплуатация | Рейтинг: 5.0/4
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

Поиск

Кнопки
Общество Разум

Студия Вектор ТВ

Свобода от религиозного фундаментализма

Атеистический сайт

Великие люди - атеисты

Общество Разум в ВКонтакте

Украинский атеистический сайт в Facebook

Канал на Youtube

Видео Украинского атеистического сайта на Рутубе

Общество Разум

Обращения к атеистам

Эксклюзивные статьи

Интервью с известными атеистами

Великие люди - атеисты


Copyright MyCorp © 2024