Украинский атеистический сайт Понедельник, 25.09.2017, 01:02
Украинский
атеистический
сайт
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории раздела
Эксклюзив [41]
Эксклюзивные материалы, предоставленные для нашего сайта
Публицистика [164]
Атеистическая публицистика
Законодательные акты [4]
Законы, относящиеся к свободе совести
Великие люди - атеисты [82]
В данной рубрике размещены статьи о великих учёных, философах, людях искусства и т.д., которые не верили в бога и в то же время добились всемирного признания.

Наш опрос
Назовите главную задачу всех религий:
Всего ответов: 1886

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

В помощь атеисту
Лекции Е. К. Дулумана
Лекции Е. К. Дулумана

Атеистические листовки

Краткая история атеизма

Атеистический лекторий

Атеистический календарь



Главная » Статьи » Статьи » Великие люди - атеисты

Атеист Н. А. Добролюбов
5 февраля 1836 года – родился русский литературный критик, публицист, революционный демократ Николай Александрович Добролюбов.



Н.А. ДобролюбовНиколай Александрович Добролюбов родился в семье бедного свя­щенника в Нижнем Новгороде 5 февраля (24 января) 1836 г. Родители прочили ему духовную карьеру, но уже в семинарии Доб­ролюбов проявляет интерес к философии и естествознанию, разделяя взгляды материалистов на мир и отвергая религиозное миросозерцание. В 1853 г., не окончив последнего курса семинарии, вопреки воле роди­телей, Добролюбов уезжает в Петербург и поступает на историко-фи­лологический факультет Главного педагогического института. Именно здесь окончательно формируются взгляды Добролюбова. Материалисти­ческая философия Л. Фейербаха кажется ему наиболее соответствующей истине. Добролюбов в это время критически изучает теории утопических социалистов и, разделяя их принципы устройства будущего общества, отвергает, однако, реформу как путь этого переустройства. Вокруг Доб­ролюбова организуется студенческий кружок, который занимается изуче­нием современных философских теорий. Неизгладимый след в сознании Добролюбова оставляют статьи Н. Г. Чернышевского в «Современни­ке». Летом 1856 г. состоялось их личное знакомство. Чернышевский бы­стро определил незаурядный талант своего нового друга и в 1857 г., пос­ле окончания Добролюбовым института, ставит его во главе литературно-критического отдела «Современника».

Добролюбов становится критической совестью русской литературы. Стремление создать в литературе «партию народа», сделать литературу подлинным учебником жизни, проводником передовых идей, борьба с либералами, с идеалистическими течениями, защита и обоснование кри­тического реализма, гоголевского направления в литературе, развитие материалистической философии – вот многогранное содержание деятель­ности Добролюбова. Через препоны цензуры он проводил идею револю­ционного переустройства общества. Для нас, отмечал В. И. Ленин, «до­рог этот писатель, страстно ждавший восстания против «внутренних турок» – против самодержавного правительства». В просвещении, в разоблачении оков невежества, бесправия Добролюбов видел средство подготовки революции.

Материалистическое мировоззрение Добролюбова было основой его атеистических взглядов. В религии он видел обман народа и разобла­чал церковь как прислужницу самодержавия и эксплуататорских клас­сов. Гнет цензуры не давал ему возможности выразить свои взгляды открыто, и Добролюбов прибегает к иносказанию: он разоблачает буд­дизм и мусульманство, вскрывая в действительности реакционную сущ­ность христианства, православия.

Он показывает земное происхождение религии. Страх перед грозны­ми явлениями природы, невежество древних людей, обожествление ими собственных способностей породили религиозную веру, утверждает он. Вера противоречит науке, закрепощает волю человека, делает из него покорного исполнителя. С особой силой Добролюбов нападает на прин­цип предопределения, оправдывающий, по сути дела, существующий порядок, где процветают неравенство и несправедливость. «Жрецы из обыкновенных смертных делаются посредниками между божеством и людьми, – писал он, – самовластно распоряжаются свободою боязли­вых невежд, прикрывая собственный произвол волею богов». Богословы учат видеть в мире заранее предначертанную цель, причем не в самом предмете, а вне его: «дождь идет для того, чтобы трава на земле росла; трава растет затем, чтобы скот мог пастись; скот существует, чтобы человек мог есть его; человек ест для того, чтобы иметь возможность отправлять ту обязанность, к которой призван своим рождением». Богатые существуют для того, продолжает Добролюбов, чтобы помогать бедным; бедные же для того, чтобы быть предметом великодушия богатых. Этот взгляд очень успокоительный: в мире все мило устроено и поставлено на своем месте, «все принимает розовый оттенок, дышит таким удобством и довольством», – саркастически замечает Добролюбов. Такой взгляд неприемлем для русского юношества, он вообще вреден и ложен по самой своей сути, гневно заключает он.

Добролюбов неоднократно подчеркивал связь религии с политиче­ской жизнью общества. Религия – явление историческое, утверждал он. Она возникла в обществе и всегда служит угнетателям. В статьях, напи­санных за границей, Добролюбов указывал на связь церкви с королев­ской властью: католическая церковь «сделалась не поборницею правды и братской любви, а рабою сильных мира сего, предательницею и обман­щицею меньших братьев».

Добролюбов, как и все революционные демократы, остался идеалис­том в понимании общественного развития, он не видел социальных кор­ней религии и поэтому часто высказывал мысль, что просвещение яв­ляется основным средством уничтожения религиозной веры. Историче­ская заслуга Николая Александровича Добролюбова – в страстной пропаганде научных знаний, в убеждении, что воспитание нового человека связано прежде всего с изменением общественного строя России.

Трудное материальное положение (после смерти отца вся забота о большой семье легла на плечи юноши) и лихорадочная, неутомимая работа подорвали здоровье Добролюбова. Он заболел туберкулезом. Ни лечение в России, ни поездка за границу не помогли. Добролюбов скончался 29 (17) ноября 1861 г.

«Лучшего защитника в нем потерял русский народ», – писал Н. Г. Чер­нышевский.


Источник: http://atheism.su/dobrolyubov-n-a/
Категория: Великие люди - атеисты | Добавил: opium (05.02.2015)
Просмотров: 600 | Теги: Ленин, революция, литература, критик, религия, атеизм, Россия, Добролюбов, Чернышевский | Рейтинг: 5.0/4
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

Поиск

Кнопки
Общество Разум

Студия Вектор ТВ

Свобода от религиозного фундаментализма

Атеистический сайт

Великие люди - атеисты

Денница - атеистическое справочное издание

Общество Разум в ВКонтакте

Украинский атеистический сайт в Facebook

Канал на Youtube

Видео Украинского атеистического сайта на Рутубе

Общество Разум

Обращения к атеистам

Эксклюзивные статьи

Интервью с известными атеистами

Великие люди - атеисты


Copyright MyCorp © 2017